Корреспондент «Ди Вох» проанализировал ситуацию с «маршрутом терпения» между Киргой и Биробиджаном.
БИРОБИДЖАН, 11 марта, «Город на Бире» — В начале марта жители сёл Раздольное и Кирга вышли к областному правительству на пикет по поводу неподобающего транспортного сообщения между их населенными пунктами и областным центром. В понедельник, 4 марта, по означенному маршруту временно запустили ещё один автобус Пикетчиков было немного, но настрой уж очень боевой.
Организатор публичного протеста Ольга ГУДКОВА из Раздольного рассказала, как наполнялась чаша терпения её односельчан:
– Между нашими селами и Биробиджаном всегда ходили два рейсовых автобуса. Курсировали они через каждые сорок минут. Все люди знали график, всех он устраивал. Но в сентябре предприниматель, осуществляющий пассажирские перевозки, снял с маршрута одну машину. Теперь автобус ходит с периодичностью полтора часа, понятно, что это крайне неудобно. Многие селяне работают или учатся в городе. Им приходится или слишком рано вставать, чтобы сесть на первый рейс, или опаздывать на работу и в школу.
– У МЕНЯ семеро детей, четверо школьного возраста, – подключилась к разговору пикетчица ЕЛЕНА. – Фамилию называть не буду, чтобы детям не досталось. Так вот им приходится вставать в половине шестого утра, чтоб успеть на первый автобус, он в 6:30 от нас отходит. И ещё надо умудриться залезть в него, потому как утром он обычно заполнен под завязку. Дети невыспавшиеся едут в город, а потом ждут возле школы на холоде, когда откроют двери и их запустят внутрь. А следующий идёт уже после восьми утра. Если ехать им, на первый урок дети однозначно не успевают.
Женщины объяснили, что с декабря от указанных сёл ходит специальный школьный автобус, который обеспечил директор Детского дома № 2. Но, во-первых, он рассчитан всего на двадцать мест и потому берёт только младших школьников. А всего их 64, и ездить в город надо всем. Во-вторых, дошла до них информация, что в начале марта директор детдома снимет с маршрута и этот автобус.
– Вот бы переместить всё наше областное и районное правительство в Киргу! – негодует Андрей ТИТОВ. – И заставить до работы добираться общественным транспортом. Посмотрел бы, как они взвыли!
Пикетчики заверили, что уже буквально завалили обращениями и жалобами все возможные инстанции. Если, говорят, нас и сейчас не услышат, решать проблему на областном уровне больше не будем. Отправим человека в Москву, в приёмную Президента, пусть тот лично вмешается в ситуацию.
Простояв около часа перед зданием правительства, разгневанные люди стали требовать, чтобы к ним вышел кто-нибудь из чиновников объясниться. Но не снизошли. Никто не пожелал поговорить с людьми, успокоить их, никто не сообщил, что властями предпринимается, дабы выйти из транспортного коллапса.
Поддержать собравшихся пришли депутаты Заксобрания ЕАО от КПРФ и ЛДПР. Они помогли организаторам пройти в правительство, чтобы оставить резолюцию в приёмной губернатора, на том пикет и закончился.
ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ мне была назначена аудиенция у начальника управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО Евгения ТУРБИНА.
Евгений Николаевич сообщил, что киргинское направление обслуживает местный предприниматель Александр Ковалёв. Маршрут этот нерентабельный, поэтому Александр Викторович и снял один автобус. Но к областным властям озвученные претензии не совсем уместны, поскольку маршрут всегда был в ведении администрации Биробиджанского района, и именно районные власти должны были наладить регулярное транспортное сообщение между городом и селами. И только в конце декабря 2018 года по представлению районной прокуратуры было вынесено решение суда, что маршрут №131 (Кирга – Птичник) следует отнести не к внутрирайонному, а межмуниципальному, и значит, отныне заниматься организацией пассажирских перевозок должно правительство ЕАО. В решении суда чётко обозначен срок исполнения: до сентября 2019 года.
– Нужно утвердить цены на поездку в комитете тарифов и цен, разработать маршрут, провести конкурс, назначить перевозчика... – обозначил фронт работ Евгений Турбин. – И нет гарантии, что перевозчики этот маршрут захотят обслуживать. Кроме того, в решении суда сказано, что сообщение должно быть налажено от Кирги до Биробиджана. А предпринимателям такой вариант вообще не выгоден. Им куда лучше, если автобус станет курсировать от Кирги до Птичника, с заходом на самые оживленные улицы города. Да и людям, уверен, такой вариант гораздо удобней. Меня вызывал на беседу прокурор, и мы договорились, что будем запускать именно этот вариант маршрута. Теперь нужно привести в соответствие всю документацию. Ну а пока решаются все эти вопросы, мы с 4 марта запустили дополнительный рейс № 102. Предприниматель Олег Слободчук согласился выделить один из своих автобусов, и он будет ходить от Кирги до автовокзала. Договор с ним заключен на один месяц с перспективой продления. Он поездит этот месяц по маршруту, изучит его рентабельность, график, нагрузку... Может, после он откажется обслуживать это направление. Тогда будем снова изыскивать промежуточные варианты. Мы намерены провести конкурс в апреле и наладить нормальное транспортное сообщение с указанными селами до даты, обозначенной в решении суда.
Конечно, я не мог не спросить, почему Евгений Николаевич сам не сказал всё это пикетчикам. Говорит, что лично к нему обращений от селян никаких не поступало, на все письменные запросы он давно ответил, а на спонтанные встречи с агрессивно настроенными согражданами выходить не готов.
– Я в это время как раз со Слобочуком разговаривал по поводу дополнительного автобуса на Раздольное, – пожал плечами Турбин. – Что ж мне, все переговоры бросить и идти на улицу объясняться?
ДИРЕКТОР Детского дома № 2 Евгений ДЕРГАЧЁВ заверил, что отзывать школьный автобус он не собирался, мол, слухи это всё. Договор на перевозку детей он действительно заключает на один месяц, но по истечении установленного срока каждый раз его продлевает. До 31 мая школьный транспорт будет курсировать – это точно.
А вот беседа с Александром КОВАЛЁВЫМ порядком озадачила. Александр Викторович сказал, что обслуживает киргинский маршрут с 2007 года. Особых капиталов он ему не приносил, но всё же был не в убыток. Однако в последние годы по ряду причин поток пассажиров из этих сёл сильно сократился. Если утром автобус уходит в город с хорошей загрузкой, то потом до самого вечера приходится гонять порожние рейсы. А это весьма накладно. Никаких средств на покрытие транспортных расходов от властей он не получает.
– По-хорошему наладить нужно только подвозку школьников. А на обычных пассажиров действующего автобуса хватает вполне, – уверен предприниматель. – Вы говорите, что Олег Слободчук пока поездит по маршруту, присмотрится. Я тоже посмотрю, что мне даст этот вариант. Два автобуса ведь будут друг у друга оттягивать пассажиров, возможно, мне и последний автобус станет невыгодно запускать на эту линию...
НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, что власти сидят сложа руки, но и утверждать, что наши чиновники с полным пониманием относятся к проблемам простых людей, я не буду. Начать решать проблему в высоких кабинетах должны были ещё в сентябре, когда Ковалёв только-только снял с маршрута автобус. Обязаны были, как сейчас со Слободчуком, проработать промежуточные варианты, пока не будет налажено нормальное транспортное сообщение. И просто непростительно было не объясниться с людьми, не выйти к ним на улицу.
Евгений СТЕПАНОВ