Рис. Николая КИНЧАРОВА.
БИРОБИДЖАН, 8 февраля, «Город на Бире» — ЧУТЬ БОЛЬШЕ месяца назад мы ещё и слова такого – «коронавирус» – не знали. О вспышке пневмонии, вызванной вирусом нового типа, в Ухане власти Китая объявили 31 декабря. Сегодня все выпуски новостей, как в войну с передовой, начинаются с информаций о новых заболевших и умерших (и наш сайт здесь не исключение). Число стран, где выявлены заражённые коронавирусом, растёт. Недавно к ним присоединилась Россия. ВОЗ признала вспышку болезни чрезвычайной ситуацией мирового значения. Российское правительство временно закрыло переходы на границе с КНР. Руководящие и контролирующие органы всех субъектов Федерации, и в ДФО в первую очередь, обязали принять исчерпывающие меры по противодействию проникновения вируса со штаммом 2019-nCoV.
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ мне пришлось побывать на совещании в областной прокуратуре. На него были приглашены представители правительства области, подразделений Роспотребнадзора, таможни, пограничного управления ФСБ, МЧС. Каждый из них рассказал о том, что сделано в связи с угрозой эпидемии и для её предотвращения.
Руководитель Управления Роспотребнадзора по ЕАО Павел КОПЫЛОВ доложил о работе по информированию населения области и работников служб, которые контактируют с приезжающими из КНР, относительно признаков болезни и мер защиты от заражения. Ведомство проводит семинары, где обсуждаются действия в случае обнаружения заражения. На пограничных пунктах пропуска установлены тепловизоры, которые позволяют сразу же выявлять прибывших с повышенной температурой. Медицинские учреждения проверяются на готовность предпринять экстренные меры.
В свою очередь заместитель председателя правительства по социальным вопросам Валерий ЖУКОВ доложил, что в инфекционной больнице хватает свободных боксов, чтобы принять заболевших, если таковые появятся. А на случай эпидемии практически готово к приёму больных здание детской больницы – до марта оно будет пустовать. Валерий Александрович заметил, что сейчас в области наблюдается эпидемическая ситуация по ОРВИ. На борьбу с ней направлены усилия медиков, но о мерах профилактики коронавируса тоже не забывают.
На совещании озвучили несколько пока ещё нерешённых проблем. Они касались прежде всего дефицита средств индивидуальной защиты. Масок нет не только в аптеках. Их недостаточно и в лечебных учреждениях, на таможне, у пограничников.
Начальник Биробиджанской таможни Сергей БАБКО признался, что пока неясно, как действовать в случае обнаружения человека с подозрительными симптомами: нужно ли отстранять от работы всю смену таможенников? На какое время? Непонятно, проводить ли дезинфекцию во всём терминале или только там, где был выявлен возможный носитель инфекции?
Подводя итоги совещания, прокурор ЕАО Заурбек ДЖАНХОТОВ предложил ещё раз отработать все неясные моменты на практике. Он заявил, что берёт ситуацию под постоянный ежедневный контроль. Вместе с тем прокурор обратил внимание на необходимость противодействия фейковым новостям, сеющим панику.
– Масок нет, последнюю пачку в 500 штук мы продали ещё в среду, – проинформировали меня в ближайшей аптеке в конце прошлой недели. – И вряд ли где вы их купите: масок нет на складах в Хабаровске.
– Многие их спрашивают?
– Да каждый второй.
ПАНИЧЕСКИЕ настроения всё-таки наблюдаются, о чём свидетельствует исчезновение из аптек индивидуальных средств защиты от инфекций. По данным газеты «Известия», медицинские маски на прошлой неделе подорожали в тринадцать раз. Но и при этом их явно недостаточно. Основная часть масок, которые продавались на Дальнем Востоке, поступала из КНР. Теперь их не хватает самим китайцам. Немногие российские заводы, производящие эту продукцию, работают в три смены, но удовлетворить спрос в ближайшее время они вряд ли способны: ведь если вы хотите действительно обезопасить себя от инфекции, маску нужно менять каждые три часа. Чтобы удовлетворить спрос на средства защиты в условиях эпидемии, нужно срочно открывать новые заводы, для массовой изоляции – строить новые больницы, как это делают китайцы. На что вряд ли способны российские власти и предприниматели.
ВПРОЧЕМ, может, нам и не стоит торопиться с выводами. На ситуацию с коронавирусом есть альтернативная точка зрения. Наиболее чётко её выражает профессор Павел ВОРОБЬЁВ, заместитель председателя Формулярного комитета Российской академии медицинских наук, председатель Московского городского научного общества терапевтов. В интервью Юлии Борта, автору еженедельника «АиФ», он заявляет, что «высосана проблема из пальца, как это делается ежегодно, на потребу фармкомпаниям и другим участникам – масочникам, производителям дезсредств». Число заболевших в несколько тысяч человек на 12-миллионный город, по его мнению, – капля в море. Подтверждённых случаев в разы меньше. Тяжёлых больных мало. В основном это люди преклонного возраста и младенцы, для которых опасно любое инфекционное заболевание. Так что ни об эпидемии, ни тем более о пандемии речь не идёт вообще.
Профессор считает, что правительство Китая «просто отрабатывает мощную эпидемиологическую защиту... А дисциплинированные китайцы, как роботы, делают всё, что им сказано, по хлопку в ладоши. Надеть маски – снять маски (которые, кстати, от заболевания респираторной инфекцией не защищают). Совет мыть руки оправдан как единственное действенное средство. Но это вообще не мешает делать всем и постоянно», – цит. по aif.ru от 28.01.2020.
ПОЗИЦИЮ, что безобидная инфекция, возведённая в ранг мирового бедствия, – лучшая приманка от фармацевтических компаний, разделяет один из биробиджанских турагентов, не пожелавший, чтобы его имя было названо. Шумиху, поднятую вокруг коронавируса, он считает искусственно раздутой, а закрытие границ – чрезмерной мерой.
– Туризм россиян через пункты пропуска в ЕАО в ближайшие китайские города в последние два года практически прекратился, – посетовал он. – На Новый год мы едва-едва собрали группу в Тунцзян. В Хайнане сейчас отдыхают два человека. Я созваниваюсь с коллегами в Китае – у всех такое положение. И это связано не с коронавирусом, а с экономической ситуацией: поездки в Поднебесную стали довольно дорогими. А что касается туристов из Китая, то контроль за ними на пропускных пунктах всегда должен быть строгим. Так что никакой ЧС, по-моему, нет.
Не могу судить, насколько обоснована такая версия, но хотелось бы, чтобы она, в конце концов, оказалась верной.
Михаил КЛИМЕНКОВ
Опрос в тему
Искусственная паника или реальная угроза?
По сообщениям ТАСС на 5 февраля в китайской провинции Хубэй насчитывалось 23,2 тысячи заболевших новым типом пневмонии. Число жертв коронавируса достигло 492 человек. На территории России случаи заболевания единичны, и тем не менее проблема обсуждается очень бурно во всех регионах страны. В том числе и в автономии. Люди опасаются находиться в общественных местах, косятся на чихающих и кашляющих, сметают с прилавков аптек защитные маски...
Воздушно-капельным путём передаются многие заболевания: грипп, разные обычные ОРВИ, туберкулёз в конце концов. Так ли уж страшен коронавирус на самом деле?
Виктория КОРОЛЁВА, 21 год, студентка:
– Однозначно страшно подхватить инфекцию, так как вирус смертельно опасен, а мы живём вблизи границы с Китаем, и наш город густо населён китайцами, а вспышка инфекции произошла как раз у этого народа. Потому что коронавирус называют эпидемией, которая охватывает большое количество людей, его ставят на один уровень с такими страшными вирусами, как Эбола, свиной грипп, а когда-то и эти вирусы потрясли весь мир. Ну и освещение проблемы в СМИ очень пугает, так как повсюду страшные заголовки. И разработанной вакцины ещё нет.
Сергей КРИВОРУЧКО, 43 года, водитель такси:
– Искусственное вызывание паники мне, честно говоря, вообще безразлично. Про него не смотрю и не читаю. Чего быть, того не миновать. Больше водки с перцем и салом – и всё будет хорошо.
Мария ЛИ, 33 года, продавец-консультант:
– Как я отношусь к новому вирусу? Да никак. Как к гриппу, кори, свинке и к другим болезням. Имею в виду, что такой есть и, как многие, опасный, но не до истерики. Все СМИ, социальные сети и мессенджеры активно раздувают трагедию. Любую ситуацию можно довести до абсурда, просто сейчас волна «коронавирус». А до этого был вирус гриппа H1N1, который на поверку оказался просто «испанкой», отметившейся ещё в начале ХХ века.
Альфия ДАНИЛИНА, 50 лет, лаборант химического анализа:
– Новый вид вируса, естественно, пугает. И по состоянию здоровья я в зоне риска. Но именно в силу нездоровья я практически не посещаю разные крупные заведения типа торговых центров. Поэтому надеюсь на лучшее. Пугает всё новое. Тем более что порой пресса очень сильно раздувает подобные новости. Люди слабы, верят и ждут худшего.
Валентин ГВОЗДЕВ, 39 лет, администратор базы данных:
– После птичьего, свиного гриппа уже так серьёзно не воспринимается. От самого обычного гриппа гораздо больше народу помирает. Просто нужно о чём-то говорить, вот люди и говорят.
Анна КАРДАШ, 28 лет, IT-специалист:
– Новый вирус меня не очень пугает, мы пережили слишком много эпидемий из Китая, чтобы волноваться ещё об одной. Главное, мыть руки после посещения общественных мест и вовремя лечить симптомы заболевания. Коронавирус пугает всех жителей города, потому что мы слишком близко к границе Китая, ну и огласка в СМИ делает ситуацию напряжённой. Кроме этого, в Сети очень много ложных объявлений о большом количестве смертей.
Николай СЕМЁНОВ, 58 лет, электрик:
– Я думаю, что хорошо, что наши органы здравоохранения нас оберегают, проверяют всех на границе и всюду информируют. Однако сам вирус, хоть и смертельный, мне не кажется таким опасным, как раздувают в СМИ. Я сравню его с Эболой, которая так же шумела несколько лет назад. Так вот, Эбола была намного смертельнее и опаснее, все, кто контактировал с первым заболевшим, умерли в течение двух недель. С коронавирусом, насколько я понимаю, совершенно не так. Верю в то, что к лету все про него уже забудут.
Расспрашивала Ульяна ТИХОНОВА