О том, что Биробиджан может замёрзнуть, газета «Ди Вох» писала ещё четыре отопительных сезона назад. В январе 2014 года журналист «Ди Вох» брал интервью у главного инженера Биробиджанской ТЭЦ Андрея Носкова. Он тогда посетовал, что отопительное оборудование главной городской кочегарки изношено до предела. Денег, что выделяет головной офис, едва хватает на текущий ремонт агрегатов. Нагрузка на стареющие котлы растёт, а межремонтные сроки, напротив, стремительно сокращаются.
БИРОБИДЖАН, 1 декабря, «Город на Бире» – Серьёзные аварии на ТЭЦ были и раньше, просто горожане не ощущали на себе температурного дискомфорта. Котлов на БТЭЦ было семь, из которых два или три всегда числились в резерве. То есть едва один котёл выходил из строя, его тут же ставили на ремонт, а запасной растапливали. Но и у железа есть предел терпения. В нашем разговоре Андрей Носков оставлял ТЭЦ не более пяти лет бесперебойной работы, но, как видим, даже на год просчитался.
Нагрузку от масляных обогревателей старая электропроводка биробиджанских детских садов ещё выдерживает, от тепловых пушек – уже нет.
В нынешний сезон проблемы пошли косяками. В течение одной декады октября котлы пришлось останавливать трижды. Как-то подозрительно оперативно покинул свой пост директор БТЭЦ Владимир Заворотнюк. И город, понятно, загудел: «Перезимовать бы!»
Только всё вроде устаканилось, как с 19 ноября снова аврал за авралом. То один котёл даст течь, то другой никак не могут запустить. А мороз крепчает. В квартирах и учреждениях стало прохладно настолько, что нарушился привычный уклад жизни. Вплоть до того, что в больницах отложили несколько плановых операций. В итоге скандал вышел на государственный уровень, Биробиджан снова неприятно прославился в федеральных СМИ. Срочно был создан оперативный штаб – проблему стали решать сообща.
А рядовые горожане меж тем костерили местные власти и коммунальщиков на чём свет стоит. Не так-то просто было получить более-менее приличные комментарии, которые приемлемо воспроизвести в СМИ.
– Я живу на Шолом-Алейхема, – рассказывает Елена ТАРГОНСКАЯ. – В квартире у меня всегда было прохладно. Я ещё в начале года вызывала специалистов из управляющей компании «Новстрой», чтоб отрегулировали теплоснабжение. В марте приехал один. Сделал замеры. Сказал, что всё у меня в порядке, и уехал. Так он бы ещё в июне появился! А сейчас, когда на ТЭЦ авария, в квартире совсем холодно: 13-14 градусов. Сплю в тёплой одежде. За что мы, спрашивается, такие деньги платим за «коммуналку»?!
В квартире Елены ШАРУНОВОЙ температура тоже далека от комфортной: не выше 16 градусов. У её дочери Натальи на Парковой улице тоже совсем не тропическая благодать. И это притом что квартиры новые, окна пластиковые, а «управляйка» по лету всю отопительную систему промыла, опрессовала и настроила.
Виктор ТРОФИМОВ проживает на Пионерской. Его дом в таком месте, что открыт всем ветрам. Но, в принципе, до сего года, говорит, было тепло. А тут пришлось доставать из запасника домашний свитер:
– Я не понимаю, что делали наши коммунальщики всё лето. Времени-то было достаточно, чтоб привести в порядок котлы и войти в сезон без проблем. А тут только-только затопили – и авария за аварией. Что тогда будет в январе, когда морозы за тридцать?!
Ольга ГРИГОРЬЕВА озвучила то же, что и все прочие мои собеседники: дома холодно! Но эта женщина злится не только на коммунальщиков:
– Мой сын Ярослав учится в первом классе. В кабинете у них стало довольно прохладно, и я специально пришла в школу, чтобы помочь ему переодеться в тёплое. Паспорт с собой взяла. А меня в класс не пускают! Говорят, запрещено. Мол, переодевайте его прямо в холле. А как же! Там ещё холоднее, чем в классе, да и почему ребёнок должен переодеваться у всей школы на виду?! Я днями обязательно пойду в прокуратуру и подам жалобу на директора школы № 11. Тут и без неё такие неприятности, а нам ещё и дополнительные проблемы создают.
Но и руководители образовательных учреждений в обиде. В частности Елена БОКАРЕВА, директор 15-го детского садика – того самого, где мэр Коростелев, обходя дозором свои владения, нашёл «в оконных рамах щели толщиной в палец».
– Если он такое нашёл, почему сразу мне лично ничего не сказал?! – возмущается Елена Леонидовна. – Походил, покивал головой, а потом сделал перед журналистами такое заявление! У меня в саду ещё в сентябре воспитатели вместе с родителями утеплили и заклеили все окна! На свои деньги, между прочим. Мэрия нам на эти цели ни копейки не дала. А прохладно оттого, что батареи еле живые, это же всем понятно. И почему мэр не упомянул, что я пять лет подряд шлю ему письма, чтобы нам, наконец, поменяли окна?! Детский сад открылся в 1979 году, и за это время рамы ни разу не менялись. Щели кое-где действительно в палец толщиной, но в каждой такой щели – по три килограмма ваты. Признаться, мне очень обидно и за родителей, и за своих воспитателей.
Я прошелся по группам. Убедился, что все оконные рамы действительно добросовестно законопачены и заклеены пластырем. В спальнях работали электрические обогреватели (эмчээсники подсобили), детишек родители утеплили свитерами и колготками. Тепловых пушек, о которых много в эти дни говорили, я не увидел. На мой вопрос директор садика сообщила, что едва её включили, как сработали защитные автоматы. Такую нагрузку старая электрическая проводка уже не выдерживает. Ну и молодцы, что выключили пушку. Нам для полного «счастья» ещё пожаров в детских учреждениях не хватало.
Заседание штаба по ликвидации ЧС.
В 14-й школе в дни глобального похолодания пришлось отменить занятия. В связи с этим «утеплительную» тему затронул и глава оперативного штаба по предупреждению ЧС, зам. председателя правительства ЕАО Николай КАНДЕЛЯ. Но он не стал перекладывать ответственность на персонал школы. Там тоже старые окна, и Николай Михайлович пообещал взять эту проблему под личный контроль.
Пресс-служба ДГК в своих сообщениях попыталась перевести стрелки на местные «управляйки». Вот, например, одна из формулировок: «Есть подозрение на утечку в тепловых сетях Биробиджана, которая в том числе мешает выходу на режим ТЭЦ».
– Мы, конечно, далеко не безгрешны, какие-то неисправности у нас есть и претензии могут быть справедливыми. Но в данном случае понятно, что весь город может замерзать, только если есть серьезная авария на самой ТЭЦ. И на совещании у губернатора это было сказано прямым текстом. О чём тут говорить, если вместо положенных 90 с лишним градусов на выходе ТЭЦ выдавала только 74, – рассуждает Владимир ЕФИМОВ, руководитель УК «Рембытстройсервис».
Нынешний главный инженер БТЭЦ Николай ЛЫСЕНКО корни проблемы видит в нехватке времени на полноценный ремонт котлов:
– Летом мы несколько раз останавливали ТЭЦ на короткие сроки. Ремонтировали котлы. Но ведь и другое вспомогательное отопительное оборудование тоже надо ремонтировать. А мы не можем, потому как население требует горячую воду в дома. Ну почему в том же Хабаровске можно полностью остановить ТЭЦ на месяц и даже более для ремонта, а у нас нельзя?! Вот изношенное оборудование и подвело. Что касается выводов, то да, мы их сделали. Вдвое будет увеличено финансирование, и в будущем году капитальный ремонт дадут не одному, а сразу двум котлам на ТЭЦ.
Что касается замены котлов на новые, то это крайне дорогое удовольствие. А главное, как выясняется, нецелесообразное.
– Нет смысла менять один угольный котел на другой, – объясняет Евгений СИБИЛЕВ, начальник Ростехнадзора ЕАО. – Надо переходить на современные виды топлива, на новые технологии. Сейчас через ЕАО тянут газопровод в Амурскую область. Почему нельзя провести ветку и к нам?.. Перевести ТЭЦ на современные газовые котлы?.. Надо бы, наконец, запустить и вторую ТЭЦ, ведь понятно, что одна уже просто не может обеспечить весь город теплом. Возможны и другие варианты развития теплоэнергетического комплекса области. Какое-то кардинальное решение принимать, безусловно, давно пора.
В сентябре местные коммунальщики отрапортовали, что область готова к зиме практически полностью. Однако не прошло и двух месяцев, как выяснилось, что и угля в районах нет, и селяне остались без топлива, и оборудование на нашей ТЭЦ летом никто толком не отремонтировал. С возникшими сбоями на ТЭЦ разбираются прокуратура и Следственный комитет. Тепло вернулось в дома биробиджанцев, и я не сомневаюсь, что эту зиму мы пройдем благополучно, поскольку на ремонт оборудования сейчас кинут все силы и средства. Но за дальнейшее не ручаюсь. Без глобальной модернизации ТЭЦ, уверен, мы будем иметь такие проблемы ежегодно. Этот Тришкин котел греть нас больше не будет.
Евгений СТЕПАНОВ