Журналист «Ди Вох» был озадачен экспозицией, в которой ЕАО была представлена гнилыми бараками и разрушенными заводами.
БИРОБИДЖАН, 27 сентября, «Город на Бире» – Выставка современного искусства приурочена к фестивалю еврейской культуры в Биробиджане и организована под кураторством Австрийского посольства. Названия у этих собраний фотографий, макетов, видео- и аудиороликов вполне благозвучные: «Цех пролетарского авангарда», «Биробиджанские мечты», «Невидимые монументы», «С вами у нас всё будет хорошо». Однако впечатление они оставляют то ещё. В филармонию я – воодушевлённый – направился с целью приобщиться к прекрасному, но уже с порога меня насторожил несколько удручённый вид местных культработниц. Внимательно осмотрев экспозицию, признаюсь, озадачился и я.
Креативный и очень популярный в Израиле «арт-буддист» Сергей Буньков – художник, наш земляк и мой давний товарищ – как-то высказал мысль, что современное искусство тем и хорошо, что никому ничего не надо объяснять. Автор дал вводную, озадачил – а слушатель или зритель воспринимает произведение в меру своего интеллекта и в силу своих ощущений.
От этого объяснения я современное искусство не полюбил. Мне по-прежнему, как сказано в одной хорошей книжке, «...приятно смотреть на картину, где всё ясно и понятно. Где лошадь – лошадь, а трактор – это не аэроплан». Но ко всякого рода «кубизму-сюрреализму» я стал относиться более лояльно. И в своё время даже честно пытался повнимательней присмотреться к абстрактным картинам, вдумчиво послушать передовую «тарабарщину». Не помогло.
К слову, Буньков – один из основателей «Цеха пролетарского авангарда», и уж с его-то творчеством я знаком хорошо. Подойдя к соответствующим экспонатам, я надел наушники и приготовился услышать что-нибудь эдакое, но обязательно жизнеутверждающее. А в уши полилось:
Во что могут превратиться добрые
Или не добрые,
но молчаливые...
В угрозу ночи на ночной кухне,
В страшные часы рыбы-совы,
В коридорную узость,
тонучесть, тянучесть,
Проходов замирание.
За поворотом, в икоту,
в блевоту,
в спотыканье чего-то.
Отчего-то куда-то
переступая.
В чувство края,
как место моей локации
в твоей строгой
конфигурации…
И всё это монотонным женским голосом без единой эмоции. Я понял, что тупею с каждой секундой. Нет, ну если вы из числа почитателей авангардной поэзии, то милости просим, у нас каждый в своём праве...
Видеофильм Хаима Сокола «Невидимые монументы» обескуражил меня ещё больше. Сложилось впечатление, что автор специально отыскал самые неприглядные места в Биробиджане и старательно мрачно обыграл увиденное.
Вот, например, эпизод: старое кладбище в районе Валдгейма; мужчина закопал в ямку литеры еврейского алфавита; постоял со склонённой головой и удалился. В пояснении написано, что это он посадил литеры, как семена. А лично я сева не увидел. У меня сложилось впечатление, что литеры он просто похоронил за ненадобностью. Какая интерпретация ближе к реальному положению вещей – тема отдельного разговора.
Или ещё: автор фильма кладёт цветы к ржавому турнику у полуразвалившегося барака и, опять же постояв со склонённой головой, удаляется. По мне, так сей жест символизирует то, что уличный, детский спорт у нас умер и автор сильно скорбит по этому поводу. Может, я и ошибаюсь.
Прочие арт-проекты тоже оставили впечатление хоть и сильное, но гнетущее. Как будто кроме гнилых бараков и разрушенных заводов у нас больше ничего нет. Но ведь в самой благополучной стране, в самом красивом городе можно найти массу «говорящих» мест и обыграть их с соответствующими подписями и жестами, да по-обиднее.
А может, иностранцам без всякого лукавства действительно бросается в глаза местная нищета и разруха?..
Куратор этой выставки – Симон Мраз, директор Австрийского культурного форума в Москве, большой знаток и ценитель современного искусства. В интервью журналу Aroundart (от 11.04.2014) он ответил журналисту на вопросы, которые, будь у меня такая возможность, я непременно задал бы ему и сам.
...Важно смотреть, кто именно этот художник, что он делает и как он думает. Личность художника – это ключ к его работе. Я не люблю тексты, которые описывают и пытаются объяснить работу, её идею. Это нужно, но всё же важнее понять, что говорит сам художник…
В общем, буду утешаться мыслью: раз мы совсем не знаем этих художников, значит у нас нет ключа к пониманию их работ. Рад, если я – равно как и прочие посетители выставки – просто чего-то недопонял, а на самом деле авторы арт-проектов пытались донести до нас какую-то свежую и оригинальную мысль, подразумевая нечто доброе и светлое.
Евгений СТЕПАНОВ