Приняв проект в первом чтении, Государственная Дума РФ ушла на каникулы. Депутат от ЕАО Анатолий Тихомиров побывал в своём избирательном округе. Корреспондент «Ди Вох» встретился с ним.
БИРОБИДЖАН, 9 сентября, «Город на Бире» –
– Анатолий Фёдорович, дискуссии вокруг идеи повышения пенсионного возраста не утихают даже после обращения президента Путина. Многие ожидали, что он если и не отложит пенсионную реформу, то максимально смягчит её. Как вы думаете, эти ожидания оправдались?
– Думаю, Владимир Владимирович кратко, но достаточно ёмко объяснил свою позицию. Он – за изменение возраста выхода на пенсию. Но он сказал и то, что это решение возникло не вдруг. Идея повышения пенсионного возраста поднималась ещё на пленуме ЦК КПСС в 1987 году. В 1995 году было принято решение Правительства Российской Федерации, но его реализация была отложена. И Владимир Владимирович честно сказал, что и он в своё время считал, что не надо трогать эту тему. Но наступает время, когда, думая о будущем, приходится принимать непопулярные решения. Менять пенсионную систему рано или поздно придётся. Государство в состоянии поддерживать её ещё в течение пяти-семи лет за счёт дотаций из федерального бюджета, при этом фактически забирая средства от здравоохранения, просвещения, ЖКХ, обороны страны. Но далее она станет непосильным грузом. Лучше заблаговременно реформировать пенсионную систему. Причём по нескольким направлениям, и одно из них – повышение возраста выхода на заслуженный отдых.
О том, какие установить возрастные параметры, можно спорить. Президент озвучил – 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Есть ещё вопрос о льготах. Владимир Владимирович сказал, что они будут сохранены, и появятся даже новые. Например, для женщин, родивших и воспитавших трёх и более детей. Будут пересмотрены, но обязательно сохранятся списки профессий, дающих право льготы на пенсию. Для нашей аграрной области очень важно предложение президента о 25-процентной прибавке к пенсии работникам сельского хозяйства. Теперь очень важно, чтобы органы власти позаботились о том, чтобы сделать труд крестьян легальным. Ведь сейчас многие работают без надлежащего оформления и могут не заработать трудовой стаж, необходимый для получения этой льготы.
Что касается списков льготных профессий, то, помимо федеральных, могут быть и региональные. Страна большая, в каждом регионе могут возникнуть ситуации, когда необходимо будет поддержать какие-то виды профессий из средств регионального бюджета.
Ещё очень правильное предложение президента – тем, кто должен выйти на заслуженный отдых в ближайшие годы, предоставить возможность оформить пенсию на полгода раньше положенного срока.
Сказал президент и о том, что сохранятся льготы для коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, таким образом поддержав уже внесенную поправку нашего комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока.
– Честно говоря, я ждал, что он скажет и о льготах для дальневосточников. Но эти слова не прозвучали.
– Не прозвучали. Но я могу сказать, что депутаты-дальневосточники ещё до отъезда в регионы передали свои предложения по льготам для дальневосточников. Поправки разные; иногда они взаимозаменяемы, но есть такие, которые мы будем отстаивать сообща. Ведь и президент, и правительство говорят о приоритетном развитии Дальнего Востока. И в первую очередь речь идёт о закреплении населения здесь, исправлении демографической ситуации. К сожалению, тот же «дальневосточный гектар» не дал ожидаемого эффекта...
– ...что было ясно с самого начала…
– ...но помимо этого государство выделяет сейчас огромные деньги и на развитие региона, и на поддержку населения и демографической ситуации в целом. Например, в следующем году будет увеличен материнский капитал для дальневосточников на 30 процентов по сравнению с другими регионами России. В качестве поддержки молодых семей, где достаток ниже определённого уровня, будет выплачиваться пособие на первого рождённого ребёнка – 150 тысяч рублей. Надеюсь, при обсуждении бюджета коллеги по Думе нас поддержат по данным вопросам.
Решая вопросы демографической политики, нужно думать и о пенсионерах-дальневосточниках. Демографическая ситуация в регионе продолжает ухудшаться. В прошлом году Дальний Восток потерял 18 тысяч человек, в этом году предполагается до 20 тысяч. Уезжают те, кто здесь родился и вырос. И не только молодёжь, но и люди пенсионного и предпенсионного возраста. Понимают эту проблему и на высшем уровне. Нашему комитету по проблемам Севера и Дальнего Востока при обсуждении проекта пенсионного законодательства в первом чтении было предоставлено слово для выступления. Комитет озвучил предложения, которые, мы считаем, необходимо реализовать при изменении пенсионного законодательства. И при дальнейшем рассмотрении проекта закона мы будем активно отстаивать свою позицию.
– Как, по-вашему, должна повлиять пенсионная реформа на закрепление людей на Дальнем Востоке?
– Есть несколько подходов. Можно на какое-то время заморозить для дальневосточников сроки выхода на пенсию, что есть сегодня (55 и 60), посмотреть, как это повлияет на закрепление людей на территории. При этом, конечно, не снимается задача создания здесь более комфортных условий для жизни. Возможно, надо учитывать стаж работы в регионе. Скажем, отработали на Дальнем Востоке женщина 25 лет, мужчина 30 – и могут идти на пенсию. Я считаю, что и количество рожденных детей для выхода женщин на пенсию должно быть меньше, чем в центральной России и даже в Сибири. У нас и условия труднее, и цены выше, так что родить здорового ребёнка, вырастить его, обуть-одеть и выучить труднее. Но какой бы вариант ни выбрать, в любом случае для привлечения людей на Дальний Восток и закрепления их здесь нужны какие-то льготы выхода на пенсию.
– Президент обозначил ещё проблему людей предпенсионного возраста, которых порой необоснованно увольняют. Для Дальнего Востока, в том числе ЕАО, эта проблема весьма остра. У нас мало рабочих мест, и ещё поэтому люди уезжают отсюда. Что вы думаете по этому поводу?
– Я знаю, что президент уже дал поручение правительству до конца года разработать государственную программу занятости населения, в том числе предпенсионного возраста. И в своём выступлении президент обозначил возраст, когда работник должен браться под особую защиту закона: пять лет до выхода на пенсию. В очень короткие сроки, буквально в течение года, должна быть разработана государственная программа гарантий, что человек предпенсионного возраста будет иметь работу. А если не сможет трудоустроиться, то будет получать пособие в два-три раза выше того, которое сегодня есть для основного населения страны в более трудоспособном возрасте.
– Анатолий Фёдорович, ситуация складывается такая, что реформа в Думе, где «Единая Россия» составляет квалифицированное большинство, будет принята. Но ни одна из других парламентских партий её не поддерживает. Митинги протеста продолжаются. Эта ситуация, на мой взгляд, совершенно нездоровая. А как вы считаете?
– Мы, депутаты разных фракций, общаемся между собой. И могу сказать, что коллеги из фракций, которые выступают против изменения системы, в кулуарных разговорах признают, что мы подошли к рубежу, когда в пенсионном законодательстве надо что-то менять. Другое дело, что у каждого свой взгляд на то, что именно делать. Но я вам хочу сказать, что при принятии проекта в первом чтении «Единая Россия» согласилась с правительством только в том, что пенсионную систему надо менять. Но за параметры ещё никто не голосовал. Это длинный путь через поправки. А их внесли все партии, включая и нашу. И сегодня ясно, что законопроект в том виде, в котором его внесло правительство, Госдумой принят не будет. Его подвергнут жёсткой корректировке, он примет другую форму и, надеюсь, будет оптимальным для жителей России на далёкую перспективу. Главное – прийти к системе, при которой пенсии будут расти и выплачиваться стабильно. На эту перспективу мы работаем.
Другое дело, что решать проблему только повышением возраста выхода на пенсию недостаточно. Я сторонник того, чтобы предложить правительству идти в нескольких направлениях. Наверное, надо решать вопрос и по прогрессивной шкале налогообложения, по сверхдоходам наших монополий. Но и к этому надо подходить осторожно, всё просчитав. Я думаю, начало положено, а дальше в рамках формирования бюджета будут решаться и эти вопросы.
– Даже если согласиться с тем, что пенсионная реформа неизбежна, всё-таки возникает сомнение, что она пойдёт на благо людям. За последние двадцать лет пенсионная система прошла через столько реформ и изменений, а теперь признано, что она в тупике. Нет доверия к реформаторам.
– Согласен. И я думаю, что источник нынешних возмущений и протестов в том, что решение о проведении реформы преподнесено как очередная шоковая терапия. Если бы, например, позиция правительства была озвучена в 1995 году, предположим, с перспективой изменения параметров выхода на пенсию с растяжкой в 20 лет, то в 2015 году люди гораздо спокойнее приняли бы это. А когда ты собрался на пенсию и морально готов к ней, а тебе говорят, что твоё время не пришло, поработай ещё год-два, это вызывает протест.
Но я думаю, что в этот раз мы выйдем на правильный путь. Предлагаемые изменения широко обсуждаются в обществе. В это активно включился президент страны. Сегодня депутаты Госдумы, в том числе и я, встречаемся с избирателями, выслушиваем их мнения и предложения, которые обязательно будут доведены до комиссии Государственной Думы, собирающей поправки к проекту. Общими усилиями мы сможем сделать так, что принятый закон будет оптимальным для всех жителей России.
Беседовал Михаил КЛИМЕНКОВ