БИРОБИДЖАН, 18 февраля, «Город на Бире» — Исчезновение бумажных квитанций, перевод всех в «одно окно», развитие сети электрозаправок – о планах работы ПАО «ДЭК» рассказал его исполнительный директор Александр Юров.
– Сейчас много внимания уделено эффективности дальневосточных компаний и активов «РусГидро» на Дальнем Востоке, «ДЭК» оправдывает экономические ожидания?
– По итогам 2019 года ДЭК обеспечил хороший результат, это явилось следствием реализации программ повышения операционной эффективности за счёт реализации целого ряда мероприятий, как в рамках основной деятельности, так и за счёт активного развития различных видов услуг. Такие, как приём функций сбыта энергии, оказание комплексных услуг по ведению расчётов ресурсоснабжающей организации (РСО), Региональным операторам по вывозу твёрдых коммунальных отходов (ТКО), Фонду капитального ремонта, управляющая компания (УК) на базе Единых расчётно-информационных центров (ЕРИЦ), а также за счёт мероприятий в рамках утверждённых программ повышения эффективности, оптимизации основных бизнес-процессов. Всё это позволило компании в ушедшем году выйти на чистую прибыль, превышающую на 40% установленные плановые показатели (без учёта переоценки финансовых вложений).
Используя наш большой опыт взаимодействия с клиентами, компании удалось повысить платёжную дисциплину. Увеличение уровня оплаты отпущенной электроэнергии позволило оптимизировать кредитный портфель (практически на 28% от уровня 2018 года) и стоимость его обслуживания соответственно. По итогам 2019 года ПАО «ДЭК» обеспечены расчёты со всеми нашими контрагентами в соответствии с условиями заключённых договоров, выполнены обязательства на оптовом рынке.
– Сегодня компания расширила зону своей деятельности с четырёх до семи регионов, причём за каких то пару лет. Не сулит ли это жителям увеличения стоимости услуг – один монополист, сколько хочу, за столько продаю?
– Да, действительно, ПАО «ДЭК» является гарантирующим поставщиком на территориях четырёх субъектов РФ: Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, ЕАО, а с приёмом функций сбыта энергии в рамках заключённых агентских договоров с АО «ДГК», ПАО «Сахалинэнерго», ПАО «Якутскэнерго» по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия), ПАО «Камчатскэнерго» география деятельности ПАО «ДЭК» расширилась с четырёх до семи субъектов РФ.
Расширение зоны деятельности ПАО «ДЭК» обусловлено стратегией развития материнской копании ПАО «РусГидро» в части повышения эффективности и унификации видов деятельности.
Сбытовая деятельность – основное профильное направление нашей компании. За длительную историю работы ПАО «ДЭК» нами наработан большой опыт в данной сфере, понимание основных бизнес-процессов, методологии сбытовой деятельности, а сейчас уже и требований стандартов обслуживания клиентов – то, чему ещё несколько лет назад не уделялось должного внимания. Вместе с тем, приём функций сбыта на новых территориях, безусловно, очень важный и ответственный шаг для нашей компании. От уровня сборов за поставленные ресурсы зависит возможность обеспечить необходимые расчёты за топливо, ремонты, заработной плате и налогам. Без постоянной работы по сбору денег с конечных потребителей невозможна реализация масштабных инвестиционных программ нашими коллегами – АО «ДГК», ПАО «Сахалинэнерго» и ПАО «Якутскэнерго», ПАО «Камчатскэнерго». Кроме того, перед нами стояла задача не просто обеспечить существующий на каждой конкретной территории функционал сбытовых подразделений и уровень расчётов, но и реализовать единые подходы ПАО «РусГидро» в качестве обслуживания. Важно отметить, что стоимость услуг ПАО «ДЭК» по заключенным агентским договорам не превышает уровень собственных затрат, утверждённых региональным органом власти до передачи функций, а по большей части договоров снижена в первый же год принятия функций. ДЭК реализует свою деятельность исключительно в рамках утверждаемых тарифов на территориях нашего присутствия. И исполняет все взятые на себя договорные обязательства.
– По тому, как чувствует себя рынок электроэнергии можно судить в целом о развитии регионов. Чем больше спрос на электроэнергию, тем выше потенциал? Как вы оцениваете в этом плане «самочувствие регионов»? Повлияет ли приход ДЭК на новые территории на макроэкономические показатели?
– Безусловно, большая энергетика не живёт в отрыве от экономического развития страны. Спрос на энергорынке – понятие субъективное, к примеру, в 2019 году он был ниже на 1,3% чем в 2018. Но это в большей степени продиктовано высокими температурами в течение года. А вот хорошим примером может служить уровень оплаты, ведь платёжная дисциплина напрямую связана с качеством жизни, уровень оплаты по обществу составил 99,4%.
Любые даже самые незначительные на первый взгляд изменения в нашей отрасли будут влиять, так или иначе, на жизнь дальневосточников. Развитая инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства является одним из важных критериев инвестиционной привлекательности, а также оценкой уровня жизни регионов. ПАО «ДЭК» активно реализует программы по повышению качества обслуживания наших клиентов и клиентов других РСО в рамках заключённых агентских договоров путём открытия высокотехнологичных офисов очного обслуживания потребителей, создания и развития интерактивных способов работы с клиентами, развития биллинговых комплексов. Компания должна стать неким мостом, который предоставит возможность в режиме «одного окна» комфортно и быстро решить все вопросы, касающиеся сферы ЖКХ – начиная от присоединения к электрическим сетям, получения договоров и оплат до решения вопросов в одном удобном офисе или через Интернет.
– Мы заговорили о программе «единого окна». ДЭК сейчас открывает центры, куда можно обращаться по всем вопросам. Идея красивая, но как с реализацией?
– Помимо экономической эффективности, приём функций сбыта ПАО «ДЭК» на новых территориях, как уже было сказано выше, даёт возможность улучшать клиентское обслуживание потребителей электроэнергии и иных коммунальных ресурсов за счёт обновления офисов обслуживания, реализации единых стандартов работы с клиентами, внедрения более современных и технологичных способов обслуживания (интерактивные сервисы, инфоматы, виртуальные консультанты, электронные очереди и т.д.), что становится всё более актуальным с учётом предстоящего лицензирования энергосбытовой деятельности. Это инвестиции, которые делает «РусГидро» в экономику региона.
Идея реализуется ровно в том направлении, как и задумывалась. Услуги «единого окна» у нас оказываются в Единых расчётно-информационных центрах, открытых уже в девяти городах Дальнего Востока. В следующем году запустим ещё четыре. Стоит отметить, что этот проект реализуется в рамках единой программы «РусГидро», поэтому говорить о том, что задумка может «не получиться», не приходится. Свою эффективность проект доказал уже в нескольких энергосбытовых компаниях страны. Проект предполагает оплату всех услуг по единой квитанции. ДЭК выступает в роли агента для ресурсоснабжающих, управляющих компаний и предприятий ЖКХ, выставляя квитанции населению и собирая платежи. Эта система позволяет компаниям сэкономить на операционных расходах, а также за счёт включения своих услуг в единый платёжный документ, – увеличить процент сбора денежных средств. Вот уже третий год в Амурской области ЕРИЦ показывает свою эффективность – уровень оплат за услуги, включённые в единый документ, достиг 94%. До того, как ПАО «ДЭК» взяло на себя функции по сбору платежей в интересах местных коммунальных предприятий, сбор составлял не более 70%. Ещё большую эффективность проект показал в Холмске Сахалинской области. За год работы уровень оплат приблизился к 100%.
Здесь согласие всех сторон – от краевых властей и муниципалитетов до предприятий-контрагентов – крайне важно. Например, Александр Козлов, на тот момент губернатор Амурской области, и несколько предприятий ЖКХ и управляющих компаний активно поддержали нас, поэтому есть большой успех, все стороны довольны.
– Получается, с увеличением зоны обслуживания компания расширила и спектр услуг, всё это за очень короткие сроки. Давайте признаемся, что переходный период в любой отрасли – вещь тяжёлая и в погоне за количеством порой страдает качество…
– Конечно, есть и внутренние проблемы, которые замедляют процесс. Например, очень остро стоит вопрос интеллектуальных технологий и расчётной базы. По сути, наша компания – это огромный центр по хранению и обработке колоссального количества расчётных данных. И если ещё три года назад мы считали только электрическую энергию, то сегодня мы приняли от АО «ДГК» функции расчётов за тепло и горячую воду, а также функции расчётов от управляющих компаний, операторов по вывозу бытовых отходов и т.д. Сегодня количество услуг достигло восемнадцати. То есть колоссальные объёмы из нескольких расчётных баз нам нужно объединить в одну. Пока в этой части, мы находимся в стадии работы, и нашим специалистам приходится вести расчёты сразу в нескольких расчётных комплексах – а это нагрузка и на персонал, и невозможность пока внедрения единого личного кабинета на всех наших территориях. Но мы к этому идём, и думаю, к концу года вопрос объединения баз решим. Все наши клиенты смогут работать по всем нашим услугам в одном личном кабинете, управлять своими данными и передавать показания как по теплу, так и по электрике в одном месте. И вообще – те ошибки, которые могут случаться при формировании платёжек из-за необходимости вести расчёты сразу в нескольких базах, будут исключены. Кроме того, в планах на текущий год – создание единого кол-центра для всех территорий.
– Расскажите подробнее о программе электрозаправок – это действительно долгосрочный проект?
– Да, действительно это так. С помощью ПАО «РусГидро» прорабатывается детальная программа по беспрепятственному передвижению владельцев электрокаров по всему Дальнему Востоку. Востребованность существующих 10 ЭЗС «РусГидро» в Приморском крае и Благовещенске, а также отзывы и предложения по новым местам размещения ЭЗС владельцев электромобилей подтверждают высокий спрос на оказываемую группой «РусГидро» услугу. Суммарно на ДФО приходится более двух тысяч зарегистрированных электромобилей, и их количество неуклонно растёт, особенно в связи с ростом цен на бензин и дизельное топливо. Наличие зарядной инфраструктуры является дополнительным стимулом перехода на электрокары.
Программа на данном этапе рассчитана до 2022 года. Первый этап нами уже реализуется – в настоящее время ведётся эксплуатация ЭЗС производителей, которые были установлены в 2019 году, в ближайшее время планируется открытие ещё 10 ЭЗС в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях до конца 3 квартала 2020 года. Завершением второго этапа станет развитие сети в ключевых городах и транспортных «артериях» регионов, ориентировочно ещё на 30 ЭЗС до конца 2020 года.
В планах соединение трёх регионов проекта для возможности межрегиональных поездок на электромобилях, а также пилотные ЭЗС в Камчатском крае и Сахалинской области.
– Какие задачи перед Вами и компанией ставятся на следующий год, годы?
– Наверное, правильнее сказать, что наши планы – это продолжение и работы в направлении повышения качества обслуживания – мы будем наращивать количество сервисов для наших клиентов, чтобы были более удобны и более доступны наши услуги. Доводить до логического завершения процессы расчётов, внедрим единую платформу для обслуживания частных клиентов – сейчас личный кабинет разделён условно на тепло, электрику и дополнительные услуги. Летом планируется внедрение личного кабинета для юридических лиц, что позволит нашим корпоративным клиентам обмениваться с нами данными о расходах, подавать заявки, получать отчётные документы без необходимости посещать офисы.
Отдельным этапом станет перевод всех наших частных клиентов на электронные квитанции. В планах компании максимально отказаться от доставки бумажных счётов и оставить эту услугу только для отдельных категорий граждан. Сейчас любой клиент может оформить подписку на электронную квитанцию и отказаться от доставки бумажной – на сайте компании или оставив заявку в офисе.
Безусловно, мы продолжим расширять нашу сеть ЕРИЦ – в следующем году новые офисы появятся в Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Тынде. Опять-таки впереди глобальный проект по развитию ЭЗС.