Вклад ИКАРП ДВО РАН
БИРОБИДЖАН, 8 февраля, "Город на Бире" - В числе тех, кто «делает» науку на территории Еврейской автономной области, – сотрудники Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИКАРП ДВО РАН).
Более двадцати лет здесь занимаются исследованиями, предмет которых – природа и экономика, экологическое благополучие и социальная жизнь в регионе. О некоторых достижениях и успехах ученых ИКАРПа рассказывалось на страницах газеты «Ди Вох» и портала «Город на Бире». Речь, в частности, – об изучении климата в содружестве с учеными из Новой Зеландии и об уникальном социологическом исследовании адаптации сельского населения к современным экономическим условиям.
Сегодня о своей работе рассказывают Тамара Александровна РУБЦОВА, заведующая лабораторией региональных биоценологических исследований, Виталий Николаевич БУРИК, научный сотрудник этой же лаборатории, и Виталий ЗУБАРЕВ, младший научный сотрудник лаборатории региональной геоэкологии.
Тамара РУБЦОВА:
– Исследования в нашей лаборатории идут по трем основным направлениям. Это изучение растительности – флористика, животного мира – фаунистика и исследования, связанные с охраной окружающей среды в контексте сохранения биоразнообразия. Начиная с 1994 года мы выезжаем в полевые экспедиции. Некоторые результаты научной работы изложены в монографиях, которые издавались в разное время. В числе недавних – книги о растительном мире Малого Хингана и заповедника Бастак. Продолжается работа над систематизацией сведений о флоре Еврейской автономной области.
Несколько фактов о растительном мире ЕАО, установленных сотрудниками ИКАРП:
Сейчас на территории области произрастают около полутора тысяч видов растений, в том числе примерно 150 ранее не характерных для местной флоры. В их числе циклохена (травянистое растение, поселяющееся на пустошах и засоряющее поля, достигает 1,5-2 м высоты, трудно выводимый сорняк, отмечается на приграничных с Китаем землях, в частности, в Ленинском районе); амброзия полынелистная (растение высотой до полуметра, за 10 лет, начиная с середины 1990-х г.г., распространилось из южных частей Ленинского района до Биробиджана; в период цветения, который у амброзии приходится на август, является источником аллергенов, вызывающих удушье и кашель); виноградовник японский (древовидная лиана из рода виноградников, правда, с несъедобными плодами, обычно встречающаяся на севере Китая и на юге Приморского края; в пределах Еврейской автономной области виноградовник зафиксирован в двух точках – у села Венцелево и к югу от поселка Биджан).
Виталий БУРИК:
– По специальности я ихтиолог и, соответственно, занимаюсь изучением фауны здешних рек и озер. Интересных открытий по-прежнему много. Например, минувшим летом мы обнаружили в реках Ин и Икура, на территории заповедника «Бастак», 5 видов рыб, которые ранее там не попадались. Это небольшие рыбешки размером с чебака. Один из видов – десятииглая колюшка (с ударением на букву «ю»). Обычно эта рыбка живет в Амуре и интересна тем, что создает гнезда, в которые затем откладывает икру. Проводимые Виталием Николаевичем и его коллегами наблюдения пополнили копилку доказательств того, что самый обыкновенный сазан может совершать весьма протяженные миграции. Расстояние от мест зимовки до летних кормовых участков у этой рыбы доходит до двухсот и более километров. Виталий ЗУБАРЕВ: – В 2009 году в наш институт поступила современная лабораторная установка для проведения атомно-абсорбционных спектрографических исследований. С ее помощью мы можем определить концентрацию тех или иных химических элементов в анализируемом образце. Процедура анализа занимает примерно двадцать минут. Одно из исследований, в котором задействован спектрограф, позволяет проследить влияние внесения удобрений на полях на химический состав воды в протекающих поблизости реках. Есть несколько объектов, где проводятся регулярные наблюдения. Например, речки Солонечная и Вертопрашиха в Ленинском районе, Кулевная и Осиновая – в Октябрьском. Мы установили, что в районах интенсивной сельскохозяйственной деятельности поверхностные воды содержат повышенные концентрации железа и марганца. К сожалению, дать такую же оценку для сложных химических соединений, в частности, органики, не можем – для этого требуется другое оборудование, которого у нас нет. Алексей МАРКЕЕВ