2017 год пройдёт в нашем городе без столь любимых биробиджанцами игр КВН


Фото из архива «Города на Бире»

Ещё пару лет назад региональная лига весёлых и находчивых была в отличной форме, сегодня она практически развалилась. Как пишет газета «Ди Вох», весёлые и находчивые – это больше не про биробиджанцев

БИРОБИДЖАН, 2 февраля, «Город на Бире» – К сожалению, в отличие от остальных дальневосточных регионов, ЕАО не может себе позволить содержать даже одну команду. Разного рода властные структуры с завидным постоянством отказывают местным кавээнщикам в поддержке. Денег, говорят, нет. А то, что юмор и смекалка  практически «градообразующие» черты биробиджанцев, для чиновников не аргумент. Вынужденное вариться в собственном соку местное движение КВН – чистой воды самодеятельность. У ярких и амбициозных игроков в таких условиях нет возможностей для роста.

Александр АНТОНОВ, идейный вдохновитель и капитан команды «Шалом»:

– Первый раз с КВН я столкнулся в 1979 году, работая худруком во Дворце культуры. Ежегодно у нас проводился взрослый КВН. У меня был самый большой кабинет, в котором и собирались кавээнщики. В городе тогда были команды ЗСТ, ДСМ, сборная педагогов «Филипок», сборная медиков, журналистов – в КВН, который в то время воспринимался с учётом интеллектуальной составляющей, играл цвет биробиджанской молодой интеллигенции.

Я не пропускал игры, несмотря на то что моим главным увлечением тогда была музыка. С 1983 года я преподавал и работал секретарём комитета комсомола в медучилище. Мне поручили сделать команду – условно, молодёжный дубль команды врачей «Сильва». Это было партийное поручение. Наше первое выступление было в 1985 году. Мы выиграли юморину, а затем и первый чемпионат города по КВН.

В 1989 году я перешёл работать в пединститут. Трое игроков «Сильвы» – Михаил Нешевец, Геннадий Глухов и Марк Мордухович – стали костяком команды пединститута «Шалом», которая в начале 90-х трижды становилась чемпионом Дальневосточных игр КВН. В те времена игры КВН – это было событие! Финалы проходили в хабаровском театре музкомедии, в зале всегда был аншлаг. Естественно, в те времена близко не было никакой цензуры, только внутренняя. Мне всегда был важен глубокий осмысленный текст, чтобы зритель, сидящий в зале, на сто процентов доверял персонажу, который находится на сцене.

Наши недавние выступления в ДК с театрализованными капустниками – попытка показать зрителям другой взгляд на КВН, что такой подход тоже может быть актуальным. Я не фанат сегодняшнего телевизионного КВН, которому так не хватает искренности. Последнее время мне трудно его смотреть, я устал от псевдоактуальных тем, которые вытаскиваются на сцену. От лёгкой и витиеватой подачи якобы шуток, которые на поверку все поверхностные. В этих шутках даже близко нет второго смысла. Сегодня нет того каламбура, где скрыт второй смысл, а может, и третий.

Мне кажется, что весь схематизм организации сегодняшнего КВН в области сделан под копирку с телевизионного. Ребята смотрят «ящик» и стараются шутить так же, не пытаясь привнести в игру что-нибудь своё. Нет свежести. Но КВН как игра области необходим, правда, нужны люди, болеющие этой игрой. Без них ничего не получится.

Иван СЛАБОУС, редактор биробиджанского представительства Всероссийской юниор-лиги:

– В КВН я, можно сказать, с детства, которое выпало на 90-е годы. Тогда было мало развлекательных передач с доступным и чистым юмором. Тогда вообще с юмором было не очень. У людей с ним было хорошо, а вот по телевизору его не было. Понятное дело, кроме как в КВН.

Игра мне эта сразу понравилась, и в седьмом классе мы создали свою школьную команду «Смидовичские хачапури». С тех времён мне запомнилась лишь одна шутка: «Дети, соберитесь, к нам едет делегация – “иносранцы”». С этих «иносранцев» в зале стоял просто гомерический хохот. Когда я поступил в наш теперешний университет, мой школьный КВН плавно перетёк в студенческий. В 2005 году наша команда от иняза «Постскриптум» заняла первое место на межвузовской юморине. Со временем была создана сборная ДВГСГА. В 2008 году мы этой командой съездили на фестиваль в Сочи, затем попали в Тихоокеанскую лигу. Пару лет играли в Дальневосточной лиге.

На данный момент времени кавээна в области нет. Для его возрождения нужны две вещи: профессиональные люди и много денег. Недавно биробиджанская команда из первой школы, которую я готовил, летала в Москву на съёмки телевизионной лиги. Всего два человека. Эта поездка обошлась им в девяносто тысяч рублей. Деньги собирали всем миром: и родители помогли, и школа, и одна из политических партий. Я тоже должен был поехать с ребятами, но не нашли денег. Организация была просто ужасной, до места съёмок ребята добирались на метро. Хорошо, что у нас старшеклассники, но там были команды и с совсем маленькими детьми. Вообще, всё это, конечно, чистой воды бизнес. Ребятам сказали, что не факт, что они попадут в телеэфир. Дескать, картинка несмотрибельная, так как команда состоит лишь из двух человек. Люди не понимают, что в нашем случае, чтобы отправить полноценную команду в десять человек, нужно полмиллиона рублей.

Максимум, на что может надеяться биробиджанский КВН, это вариться в собственном котле, устраивая междусобойчики. Можно надеяться на возвращение Максима Мершиёва, который ещё недавно возглавлял местное кавээновское движение и своей энергией разбивал стереотипы. У него получалось найти спонсоров для проведения игр. Очень жаль, что теперь не приходится рассчитывать на помощь бывшего мэра Андрея Пархоменко, который поддерживал КВН. То, что КВН – одно из лучших молодёжных течений, очень хорошо понимал и предыдущий ректор нашего университета Лев Гринкруг. К сожалению, и в стенах единственного биробиджанского вуза КВН сейчас не стало.

Константин КУЗНЕЦОВ, биробиджанский стендап-комик:

– До поступления в институт я был очень далёк от КВН. Родители готовили меня в инженеры, сказав, что я буду учиться на маркшейдера, так что в школе моими увлечениями были физика и математика. Всё изменилось с поступлением в иркутский вуз. Сначала наша команда выиграла КВН в общаге, потом меня взяли в сборную факультета, через некоторое время я её возглавил. Потом была сборная института, где со временем я стал её капитаном. Мы съездили на фестиваль в Сочи – без особого успеха. Со временем я стал заниматься этим настолько серьёзно, что меня из университета отчислили. Пришлось вернуться в Биробиджан и отслужить в армии. Но вуз я всё-таки окончил, правда, заочно.

В 2014 году я решил влиться в местный КВН. В это время в Биробиджане, можно сказать, был пик кавээнов-

ского движения. Область получила статус региональной лиги. Хотя, честно говоря, я до сих пор не понимаю, для чего это было сделано. За этот статус нужно было платить, компания АМИК за него серьёзно спрашивает. В январе 2016-го мы своей командой «Вино из одуванчиков» на свои деньги съездили на фестиваль в Сочи, где нам присвоили повышенный рейтинг. Нас пригласили в две центральные лиги – в Москву и Сочи. Мы составили смету, попытались попросить денег в правительстве области. Когда там узнали о необходимой сумме – миллион двести тысяч, на нас посмотрели как на идиотов. На этом для нас КВН и закончился. Потом была история, когда у лиги забрали уже выделенные мэрией деньги. Это окончательно её развалило.

На мой взгляд, в Биробиджане изначально была выбрана неправильная схема построения местной лиги. Всё было нацелено на получение быстрого результата, условно говоря, попадания в телевизор. Так не бывает. Для местных команд приглашали западных авторов. Я говорил, что нужно воспитывать местных авторов. Дяденьки приедут, напишут шутки и уедут, а что дальше?.. У нас на всю область найдётся не больше четырёх человек, способных написать для команды «визитку», «домашку» и «биатлон». На данный момент мы – единственный регион в России, где КВН нет вообще.

В общем, как-то я, Илья Домашенко, Сергей Парахневич и Константин Власов сидели на нашей городской набережной и придумали, что можно попытаться двигать у нас в городе стенд-ап. Если его рассматривать как движение, то у нас в городе оно одно из самых сильных на Дальнем Востоке. Все, кто им занимается, прошли хорошую школу КВН. Мы организовали «Открытый микрофон» и раз в три недели выступаем в клубе. Провели два больших концерта в стенах городского ДК, сейчас готовимся к третьему. Уже есть понимание, что телевизор для популярности не нужен.

КВН и стендап на самом деле очень разные вещи. И в данный момент мы, пожалуй, не уверены, что хотели бы вернуться в КВН. Нам стенд-ап интереснее. Даже больше скажу: особой печали по поводу отсутствия КВН у меня нет. Он в последнее время стал другим, появилась цензура, запретные темы для шуток.… Да и в плане судейства в стендапе всё гораздо объективнее...

Записал Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ

Joomla SEF URLs by Artio