Сара (Вера) КРАВЕЦ, на фото – самая жизнерадостная.
БИРОБИДЖАН, 27 февраля, «Город на Бире» – Если бы мне кто-нибудь сказал, что я, воспитанная в православной семье с нательными крестиками и иконами, добровольно приду в иудаизм, я бы сильно удивилась. Правда, из православия я знаю только «Отче наш», зато с иудаизмом у меня отношения сложились намного более близкие. Настолько, что я читаю Тору и молитвы, зажигаю свечи, участвую в различных еврейских семинарах, где собираются ребята из России и стран СНГ.
А ещё с начала учебного года я преподаю еврейскую традицию подросткам на воскресных занятиях в синагоге. Это удивительно, потому что, например, мои бабушки Сара и Эстер и прабабушка Хая даже имена свои не могли использовать, Хая так и похоронена под русским именем Анна.
А я вполне открыто заявляю, что я не только еврейка по крови и документам, но и иудейка по вере.
В МОСКОВСКОМ ПАРКЕ Сокольники, у небольшого озера, построен еврейский институт МЭГИ «Махон Хамеш» («Махон» в переводе с иврита означает институт, в слове «Хамеш» зашифровано имя очень уважаемой женщины – супруги Любавичского ребе Хаи-Мушки Шнеерсон). Я очень люблю сюда возвращаться. Здесь учатся только девушки, начиная с 9 класса и до конца программы института или колледжа. А парни по подобной программе учатся в другом институте, который называется Йешива «Томхей-Тмимим» (дословный перевод – «Поддерживающие цельных / непорочных») и находится в подмосковном районе Софрино. Вместе с гражданской специальностью и дипломом они получают еврейские знания. Мальчики – для того, чтобы стать раввинами, преподавателями или просто соблюдающими евреями; девочки – чтобы преподавать традицию в общине и строить свою семью по Торе.
ДЛЯ ДЕВУШЕК, что уже вышли из институтского возраста, в Махоне два раза в год устраивают десятидневные семинары про «свой путь в еврейство». Я как раз недавно с такого семинара вернулась.
Преподавателей всегда четверо: два раввина из США – Ашер АЛЬТШУЛЬ и Эли КОГАН, раввин из Украины и семейный психолог Дов-Бер БАЙТМАН и один из лучших сойферов мира (тот, кто вручную пишет свитки Торы), проживающий в Израиле – рав Реувен СМОЛЬКИН.
В этот раз я на семинаре выбрала факультет рава Эли Когана – мне очень хотелось познакомиться с человеком, который является главным редактором сайта ru.chabad. Именно на этом сайте я брала различные еврейские сведения, время зажигания свечей, когда работала над газетным проектом «Читаем Тору», когда мы вместе с «Городом на Бире» создавали настоящий еврейский календарь. Эли Коган рассказывал нам о еврейской душе в нас и Б-жественной искре в окружающем мире через изучение одной из главных еврейских книг – «Тании». За восемь дней занятий мы разобрали только пять глав из неё, и я могу сказать, что это очень сложно. По сравнению с девушками, которые учились в еврейских школах, я, конечно, поначалу не понимала вообще ничего. Но от этого было ещё интереснее.
Наверное, в своём «гоблинском» пересказе я даже смогу донести какую-то крупицу этой информации до других людей. А для себя я поняла, что, возможно, именно эта Б-жественная моя душа и привела меня сначала на Таглит (образовательный тур в Израиль), а потом в синагогу.
Утром уважаемые раввины учат еврейскую молодёжь разбираться в сложных книгах, а вечером вместе со всеми идут играть в страйкбол или на каток.
Конечно, мы много гуляли по Москве, у нас была обширная культурная программа, но главное не это. Путешествие в Махон – это путешествие в себя, в самые потаённые уголки души. И обычно людям в этих уголках не очень комфортно. Поэтому для меня очень важно, что в Махоне всем без исключения раввинам можно задавать вопросы. Даже глупые, даже неуместные, даже провокационные. Для этого есть волшебное слово «фарбренген» – посиделки за чашкой чая или бокалом пива, начинающиеся чаще всего после 23 часов. Там и раввины, и участники, уставшие от целого дня учёбы и путешествий, раскрепощаются, начинают шутить и готовы рассказать много интересного. Если ты, конечно, не заснешь, а на мягких диванчиках с уютными подушками такое запросто случается.
ДЕСЯТЬ ДНЕЙ я общалась с соблюдающими девушками. Едва открыв глаза, они читают молитву «Моде ани» и омывают руки, не вставая с постели. И в «Старбакс» они покупают только соевый латте, потому что настоящее молоко должно быть кошерным. Они читают каждый день специальные отрывки из еврейских книг, которые собраны в книгу «Хитас» или в одноимённое мобильное приложение. И знаете, несмотря на все ограничения жизнь им в кайф!
Смотришь на таких – и понимаешь, что ты ещё даже не в начале пути. Что до надписи «Старт» нужно пройти целый стадион. Что можно носить хоть четыре звезды Давида на шее, но твоя принадлежность к еврейству определяется не кулоном, а тем, как ты живешь. Не знаю, были ли мои бабушки из еврейских семей, знали ли они что-то об иудаизме – у меня не было возможности это спросить. Знаю только, что в семье моего отца говорили на идиш.
В аэропорт меня вёз таксист – православный армянин. Два часа в московских пробках мы с ним говорили о том, почему люди верят, для чего молятся. Не для того ведь, чтобы просить у Вс-вышнего айфон последней модели?! Мы читаем молитвы, гороскопы, всякие прогнозы на неделю, на год, на целую жизнь, чтобы узнать гораздо более важные вещи. Кто мы? Что нас ждёт? Я знаю, кто я. И мои дети тоже будут знать. В еврейском мире меня зовут Сара. Рада знакомству.
Вера КРАВЕЦ