Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 17292

С помощью первого епископа Биробиджанского и Кульдурского Владыки Иосифа была восстановлена Утятская икона Святителя Николая Чудотворца


Икона Святителя Николая Чудотворца до реставрации.

Журналисты «Ди Вох» рассказали о драматичной, но счастливой судьбе православной святыни

БИРОБИДЖАН, 8 мая, «Город на Бире» – Пасха, самый великий праздник в христианстве. Церковное её празднование длится сорок дней. Это время чудес. И речь не только о фундаментальном для вероучения событии – воскресении Иисуса Христа. Библия полна сюжетов, в которые иные люди, называющие себя здравомыслящими, верить отказываются. Случаются чудеса и в наши дни. Чего стоит одно только схождение Благодатного огня в Великую субботу! Скептиков и здесь хватает, но год от года тысячи паломников наводняют Иерусалим специально для того, чтобы приобщиться к Святому Свету. Гуляют в народе и истории попроще, во многих уголках России нет-нет да и случается на Пасху что-нибудь необычное. В Биробиджане этой весной чудеса замечены не были. А вот из Кургана, где сейчас служит владыка Иосиф – хорошо памятный всем нам первый епископ Биробиджанский и Кульдурский, новости пришли. 21 мая там состоится крестный ход с Утятской иконой Святителя Николая Чудотворца. Во время недавней научной реставрации этого лика под слоем краски, нанесённой в конце XIX века, обнаружился образ, выполненный в XVII веке по древним канонам.


Икона Святителя Николая Чудотворца после реставрации.

Чудотворный Утятский образ Святителя Николая представляет собой житийную икону размером 109 на 92 см. В центре – погрудное изображение Святителя, по краям – 18 клейм с сюжетами из его жития:
- рождество Святителя Николая;
- крещение Святителя Николая;
- святой отрок Николай исцеляет сухорукую женщину;
- святого Николая приводят учиться грамоте;
- поставление святого Николая в архиепископа;
- Святитель Николай спасает отрока Димитрия от потопления;
- святой Николай является царю Константину во сне;
- святой Николай избавляет трёх друзей от потопления;
- святой Николай исцеляет бесноватого человека;
- Святитель Николай избавляет корабль от потопления во время бури;
- Святитель Николай посещает в темнице трёх мужей;
- Святитель Николай избавляет младенца от потопления;
- Святитель Николай вразумляет ложно поклявшегося половца;
- Святитель Николай спасает патриарха Афанасия от потопления;
- Святитель Николай избавляет Агрикова сына Василия от мусульманского плена;
- Святитель Николай прогоняет беса от колодца;
- погребение Святителя Николая;
- перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град.

В ДОКУМЕНТАХ ХIХ века сохранилось известие об обстоятельствах чудесного явления иконы, о которой идёт речь. В 1749 году, 7 (по новому стилю – 20) мая, за день до весеннего приходского праздника в честь Святителя Николая, образ неизвестно откуда был принесён речкой Серебрянкой, рукавом Тобола, в Утятскую слободу, что в сорока километрах от Кургана. Местная жительница со звучным именем Синклитикия пришла на Серебрянку чистить рыбу. Почти у самого берега она увидела на воде широкую тёмную доску, потянулась за ней, но доска отплыла. Пытаясь взять её, женщина вошла в воду, но доска снова отплыла от неё. Опасаясь идти вглубь, Синклитикия вышла из воды и оглянулась. Из воды, из-под речного песка и тины, на неё смотрели... глаза! Тогда женщина бросилась в село и объявила о случившемся священникам и народу. Доску взяли из воды и, омыв, увидели образ Святителя Николая.

НИКОЛАЙ-УГОДНИК (он же Заступник и Чудотворец) в народе особо любим и почитаем. В его честь возводятся многочисленные храмы, а икон с ликом этого святого и вовсе не счесть. Но Утятский образ – один из немногих, что славится дарованием чудес и многочисленными исцелениями. С момента явления икона хранилась в местном храме. Благодарные верующие украсили её серебряной ризой.

Как случилось, что примерно в конце XIX века центр иконы поверху записали совсем другим изображением, мы уже никогда не узнаем. Свою версию предлагает художник-реставратор из Москвы Светлана АРТЕМЬЕВА, именно она занималась восстановлением образа, явленного в Зауралье:

– Средняя часть иконы была утрачена, были большие выпады красочного слоя и очень сильно потемневшая олифа. А раньше как было принято? Икона чудотворная, чтимая – значит, её надо подновить... Но так как не было специалистов, не было растворителя такого, который смог бы снять олифу потемневшую, решили закрасить и написать новый образ. Так проще и быстрее, в то время так было принято. Поздний образ был написан в академическом стиле и не совпадал с клеймами, написанными в древнерусском стиле. В данном случае поздняя живопись никакой художественной ценности не представляла.

СЕЙЧАС, после реставрации, икона с ликом Святителя Николая находится именно в таком виде, в каком она 267 лет назад приплыла по речке Серебрянке. Специалисты дают древнему письму исключительно высокую оценку, но не стоит забывать, что до наших дней оно сохранилось именно благодаря верхнему слою масляной краски, который укрыл нежную темперную живопись в лихие годы двадцатого столетия.


Художник-реставратор Светлана Артемьева.

После революции явленная Чудотворная икона Святителя Николая, как и многие святыни нашего Отечества, понесла немало страданий. В 1922 году утятский храм разорили и закрыли. Над чудотворной иконой надругались: серебряную ризу искромсали (до наших дней дошли всего две части), а в изображение Святителя прицельно стреляли из духового ружья. Причём видно, что старались попасть по глазам.

Икона чудом избегла уничтожения. Когда храм закрывали, председатель сельсовета тайно, под покровом ночи, передал чудотворную икону верующим супругам Петру Николаевичу и Евгении Александровне Луканиным. В сентябре 1960 года они попытались перенести образ в действующую церковь, но его отобрали местные власти. Спустя годы образ Святителя Николая был найден на полке в амбаре сельсовета и передан в краеведческий музей села Утятское.

В 1989 году музей ограбили. Небольшие иконы вынесли, а чудотворную – большую и тяжелую – не смогли. В отместку воры надругались над ней в очередной раз, изрезав красочный слой чем-то острым. Только после этого случая икону вернули духовенству: сначала – в одну из курганских церквей, а в 2007 году икону перенесли в Богоявленский храм села Утятское, где обезображенный лик и находился до последнего времени.


В советский период икону не раз расстреливали. Причём старались попасть по глазам. Благодаря несовпадению размеров двух изображений взгляд Чудотворца на исконном, «нижнем», письме остался непотревоженным.

РЕСТАВРАЦИЯ – процесс сложный и кропотливый. И очень дорогой. Неизвестно, как сложилась бы судьба чудотворного образа, не прояви митрополит Иосиф своё великолепно развитое чувство красоты, гармонии и, конечно, сердечное рвение в деле сохранения святынь. Узнав о рентгеновских исследованиях Утятского образа, которые и показали наличие под позднейшими записями хорошо сохранившегося древнего письма, он призвал всех неравнодушных внести свою лепту на его неотложную научную реставрацию. Соответствующий циркуляр ушёл настоятелям всех храмов Курганской епархии и был зачитан во всех приходах 19 декабря 2015 года, в праздник Святителя и Чудотворца Николая.

21 декабря икону доставили в Курган, а уже 22-го к своей работе приступила реставратор Артемьева.

– Доска иконы выполнена из липы и относительно хорошо сохранилась: практически нет трещин, полностью отсутствуют повреждения жучком, но её укрепление требуется. В целом образ находится в тяжёлом состоянии: на нём много утрат и повреждений красочного слоя, имеются осыпи и вздутия, стал рыхлым левкас (грунт в иконописи, представляющий собой мел, размешанный на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла – прим. ред.), что со временем грозило полной утратой изображения, – поставила «диагноз» Светлана Николаевна.

Первоначальный лик Святителя более крупного размера. Специалисты особо отмечают очень красивые, выразительные глаза. Из-за несовпадения масштабов изображения, их не повредила ни одна пуля, выпущенная вандалами.

К окончанию реставрации доска иконы была укреплена, промыта и покрыта специальным защитным составом. Левкас и красочный слой укреплены. Реставратор удалила многочисленные гвоздики, расчистила образ от загрязнений и потемневшей олифы, сняла поздние записи... На иконе восстановлена позолота, воспроизведены утраченные надписи, образ покрыт специальными защитными слоями.

Более того: для хранения чудотворного образа изготовлены специальный резной киот и киот-ковчег, которые призваны защитить древнюю святыню от внешних воздействий.

22 марта Чудотворный Явленный Утятский образ Святителя Николая вновь стал доступен для верующих в Александро-Невском кафедральном соборе. А 21 мая, в канун весеннего празднования памяти Святителя Николая, крестный ход перенесет его оттуда в Богоявленский собор Кургана, где он и будет постоянно храниться.


Вечер 21 декабря 2015 года. Специальная молитва «...перед началом всякаго добраго дела».
Реставрация чудотворного образа начнётся уже утром.

ИНТЕРЕСНО, что это не первая икона, спасённая владыкой Иосифом.

– Другая история связана с чудотворной иконой Георгия Победоносца, – рассказал секретарь Курганской епархии архимандрит ИННОКЕНТИЙ. – С древности эта икона была почитаема в Серпухове, и было известно, что икона никогда не покидала Илиинский храм, оставшийся в советское время единственным действующим храмом в Серпухове. Но когда владыка приехал в Серпухов, икона к тому времени была уже утрачена. И встал вопрос: а где же она находится? Есть воспоминание владыки Мануила Лемешевского (митрополит Куйбышевский и Сызранский, церковный историк), который писал, что, когда он был назначен на Серпуховскую кафедру, а это 20-е годы ХХ века, в храме совершалась служба Георгию Победоносцу перед его чудотворной иконой. То есть, икона не попала в запасники какого-то музея, а находилась в храме. Только где именно в храме, неизвестно.

Кто-вспомнил, или даже владыка сам предположил, что на колокольне он видел одну старую доску с изображением Георгия Победоносца, только она была уж больно какая-то неказистая, если можно так сказать об иконе. Когда её достали с колокольни, на вид она была правильной квадратной формы и очень-очень лёгкая, что указывало на глубокую древность доски. Удивило, что доска такая древняя, а изображение написано так непрофессионально. Когда стали проводить реставрацию, оказалось, что на самом деле это была та самая чудотворная икона Георгия Победоносца, которую брали с собой серпуховские князья во все военные походы, перед которой молились во время военных действий, перед которой сама собой загоралась свеча, когда городу угрожала опасность. Икона эта была изранена многочисленными стрелами, и даже частицы наконечников стрел в доске находились.

Чуть позже выяснилось, что свою руку к иконе приложил епископ Серпуховский Арсений (Жадановский), который был расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 году. Владыка Арсений был профессиональным иконописцем, однако икону Георгия Победоносца он специально записал будто бы неумелым способом, чтобы сохранить её от попадания в руки большевиков.

Благодаря трудам владыки Иосифа эта замечательная икона новгородского письма XIV века обрела вторую жизнь. Сегодня она является украшением Серпуховского мужского Высоцкого монастыря.

НЕ ТОЛЬКО за эти, но и за многие другие труды во славу Русской православной церкви и нашего государства, в том числе и за деятельность на Дальнем Востоке, 10 марта 2016 года Президент России Владимир Путин вручил митрополиту Курганскому и Белозерскому Орден Почёта.

В субботу, 11 июня, в канун седьмой недели по Пасхе, владыка Иосиф возглавит традиционный 40-километровый крестный ход в село Утятское, на место обретения чудотворной иконы. Это мероприятие уже давно считается неотъемлемой частью православной жизни Зауралья, оно объединяет тысячи людей, которые в молитве к Святителю Николаю получают духовную помощь и поддержку.

Вряд ли у кого из биробиджанцев есть возможность к нему присоединиться. Но, как заверил нас отец Иннокентий, святыни, сохранённые при участии владыки Иосифа, при определённых условиях могут быть доступны и жителям других российских территорий:

– По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, как требуют сегодняшние современные условия перенесения святынь, и при желании архиерея той епархии, верующие которой захотят их встречать, святыни, конечно, могут посещать и другие регионы.

Александр ДРАБКИН,
Елена МЕРЖИЕВСКАЯ
при содействии пресс-центра Курганской епархии

Joomla SEF URLs by Artio