К сожалению, участковый из ЕАО не набрал нужного количества голосов. Победителем конкурса стал его коллега из Нижегородской области, старший лейтенант полиции Антон Куликов с результатом 34594 голосов. О буднях кандидата от ЕАО, лейтенанта полиции Алексея Го-Чель-Ен, победителя областного этапа ведомственного конкурса «Народный участковый – 2018», писала газета «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 15 ноября, «Город на Бире» – Как только не называли нынешних участковых уполномоченных полиции! При Петре I они были уличными надзирателями. При Екатерине Великой – земскими капитан-исправниками. Позже – частные приставы, околоточные надзиратели. 17 ноября 1923 года ЦАУ НКВД РСФСР утверждена инструкция участковому надзирателю милиции. Потом они стали участковыми инспекторами милиции, и лишь в 2000 году – участковыми уполномоченными.
Любое тяжкое преступление, совершенное на участке, – почти приговор инспектору, даже если он сам его и раскрыл. Так что главное поощрение, которое эти люди обычно получают от родины, – избежание дисциплинарного взыскания. А между тем, какими людьми были участковые в Биробиджане на нашей улице Шолом-Алейхема в советские времена!.. Михаил Васильевич Смоляренко – актёр народного театра, милицейский корреспондент, талантливейший сыщик, вышедший на пенсию начальником УГРО области. Цалик Моисеевич Воронин – умница, хохмач, оперативник от бога, а впоследствии – председатель Биробиджанского городского суда. В зрелом своём возрасте, работая прокурором-криминалистом в районах по убийствам, я делил свои заботы с участковыми Александром Курганским из Дубового, Григорием Хохловым из Известкового. Они знали на своих участках всё и обо всех и были истинно народными.
Алексей Го-Чель-Ен, победитель областного этапа ведомственного конкурса «Народный участковый – 2018», чем-то похож на моих старых знакомцев. Прототип Фёдора Ивановича Анискина, героя «Деревенского детектива», работал только в одном селе, но для нынешних участковых это непозволительная роскошь. Лейтенант Го-Чель-Ен обслуживает Смидович, Аур, Усов Балаган, Икуру и Оль – примерно семь тысяч человек! Думаю, все эти люди звонят участковому чаще, чем в скорую помощь. Я назвал бы его «многофункциональной службой доверия».
Переполненная эмоциями молодая женщина была принята участковым незамедлительно, как принимают пациента с острой болью в сельской амбулатории. Прямо во время нашего с ним разговора.
– Родственники моего мужа хотят забрать у меня ребёнка! – начала говорить она, даже не присев. – Дайте мне справку...
Участковый отнёсся к просьбе без удивления, не отгораживался отсутствием полномочий на выдачу документа.
– Всё, о чём вы просите, может истребовать суд, и ему не имеют права отказать. А вам необходимо... – Алексей положил перед собой чистый лист бумаги и написал рекомендации, где и какие документы она может собрать сама. – Вы только не волнуйтесь, – успокаивал он молодую маму, – поверьте моему опыту: никто не заберёт у женщины ребёнка, если она, конечно, не алкоголичка и не бросает его без присмотра.
Он прав. Но откуда у парня 28 лет от роду такие познания и опыт в сложнейших вопросах семейного права?
– Проблемы людей часто складываются из-за нехватки знаний, – ответил мне Алексей. – Я это остро прочувствовал, обучаясь в Хабаровском филиале Российской академии правосудия. На мою удачу там было много преподавателей-практиков: судьи, адвокаты... Покуда была возможность, я старался впитывать их опыт. После академии служил в армии, где тоже повстречал много интересных людей, общение с которыми принесло немало пользы. Вернувшись домой, я устроился в службу судебных приставов, где занимался обеспечением охраны судебных процессов. Там, если тупо сидеть и не вникать в происходящее, пользы не будет. Другое дело, если внимательно слушать и анализировать каждый процесс, вникать в судебные решения. Перед глазами проходят десятки жизненных ситуаций, которые требуют не только правильных человеческих оценок, но и определенных юридических знаний. Например, в 2013 году в суде рассматривалось много гражданских дел, связанных с наводнением. Раньше я и не задумывался о том, что у человека может возникнуть такая проблема, как установление факта проживания. В суде отлично виден порядок применения норм уголовно-процессуального права, там я получил хорошие знания административной практики, научился правильно оценивать различные ситуации.
Судебный пристав вникать в содержание процесса не должен, он отвечает лишь за порядок в зале суда и безопасность участников. А тут видишь как... Оказывается, параллельно можно ещё и учиться, набирать юридический опыт.
– Наблюдение за психологическими особенностями подсудимых, – делится Алексей, – было не просто полезным! Сейчас это та самая база, которую я использую в работе с подозреваемым. Если не знать особенностей психологии, вряд ли добьешься, чтобы он сознался в совершении преступления.
СЛУЖИТЬ В ПОЛИЦИЮ Го-Чель-Ен ушёл с должности зам.начальника подразделения. Он объяснил этот шаг стечением жизненных обстоятельств и стремлением сделать свою жизнь более подвижной и перспективной. Материальный вопрос тоже был не на последнем месте. Вообще-то Алексей мечтал стать следователем или инспектором уголовного розыска, но и о том, что пошёл в участковые, говорит, ни разу не пожалел.
Ему повезло с учителем. Тимофей Сергеевич Стародубов, тоже участковый, подчёркивал: главное, чтобы человек понимал, за что его наказывают.
– Мой наставник говорил: «Не стоит ничего бояться, если действуешь в рамках закона. Тебе будут угрожать высокими покровителями и связями, дорогими адвокатами, но если ты знаешь, что прав, стой на своём до конца, и тогда будешь всеми уважаем». Я старался вести себя так, как он советовал, и работа стала получаться. – откровенничает лейтенант. – Нам почти ежедневно приходиться сталкиваться с агрессией. Одних вид полицейской формы успокаивает, у других вызывает злобу. А нам нужно максимально безболезненно решать вопросы и с теми, и с другими.
И соседка опять –
«Алкоголик!» – орёт.
А начнёшь возражать –
Участковый придёт.
««Не бросать», «Не топтать»...», между 1970 и 1978 г.
Первое преступление Алексей раскрыл ещё стажёром. В посёлке была заявлена кража с дачного участка. Злодей похитил музыкальный центр, шубу и три мешка картошки. Следов не оставил, ну или их не обнаружили. Через сутки в отдел пришла женщина с просьбой провести профилактическую беседу с зятем: тот живёт рядом и всю ночь громко слушает музыку. «А часто он слушает музыку по ночам?» – спросил заявительницу стажёр. «Нет, – ответила та, – сегодня это было в первый раз».
Как оказалось, тот самый зять слушал музыку на ворованном музыкальном центре. Всё остальное имущество тоже обнаружилось при посещении квартиры нарушителя общественного порядка.
Одной птице крылья нужны для высокого полёта, другой – для охоты, у третьей – потребность поддерживать крыльями собратьев. Это я к тому, что пока никем, кроме как участковым, Алексей себя не видит. О высоких должностях не мечтает. Ему вообще пока нравится всё, что он делает. Особенно общение с людьми – плохими и хорошими.
Рассказывает, например, как однажды ночью ему дозвонился ну очень пьяный смидовичанин и попросил отвезти его домой. Устал, говорит, сильно, как бы чего не вышло... И участковый повёз. Почему?
– Не знаю, почему он позвонил именно мне, но я почувствовал, что именно сейчас ему очень нужна моя помощь, – ответил мне Алексей.
И тут снова позвонили из дежурной части. Бытовая ссора, скандал. Лейтенант полиции Го-Чель-Ен вместе с оперативной группой отправился на адрес.
Александр Драбкин