Биробиджанец купил новую «Ладу», да ездить на ней не имеет права


Лада Ларгус Кросс.

О грустной, но поучительной истории Вячеслава Колпакова рассказал журналист «Ди Вох».

БИРОБИДЖАН, 17 июля, «Город на Бире» – Позвольте, героя этой истории я буду называть просто Славой, поскольку знаю его с семи лет, мы учились в одном классе и, собственно, приятельствуем по сей день. Славик, сколько я его помню, всегда был страстным автолюбителем. Он неплохо разбирается в машинах, сдал на водительские права ещё школьником, по первому своему образованию он инженер автомобильного транспорта – и тем более странными кажутся всем его пристрастия...

Слава, как только начал зарабатывать, сам купил себе первую машину. При всём многообразии на рынке недорогих и качественных «японок» он почему-то выбрал старый «жигуль». Отъездил на нём десять лет, причём «отъездил» – это, как вы понимаете, сильно сказано. Когда «жигуль» рассыпался, Славик взял подержанный японский микрушник «Мазда Бонго Френди» – и все знакомые вздохнули с облегчением: наконец-то Славка за ум взялся!

Но и японское железо не вечно. Откатавшись на своей мазде добрый десяток лет, дружище понял, что пора менять и этот автомобиль. Семья его к этому времени изрядно разрослась, так что машина потребовалась повместительнее. Всем казалось, что Славик сделает правильный выбор, хоть и не совсем патриотичный, а того опять потянуло на авто отечественной сборки. И обратил Славик свои взоры к тольяттинским конвейерам ВАЗа.

Опустим главу о том, как семья выбирала и приценивалась к машинам различных модификаций. В конце концов, взять решили «Ладу Ларгус Кросс» 2017 года выпуска. В марте Вячеслав Колпаков заключил с ОАО «СпецАВТОцентр Хабаровск-ВАЗ» предварительный договор купли-продажи, заплатил первоначальный взнос в двадцать тысяч рублей и стал ждать прибытия машины. Нужной суммы на покупку у приятеля в наличии ещё не было, но денежные поступления ожидались, да и старый микроавтобус он надеялся продать оперативно.

В первых числах июня из Хабаровска позвонили и сообщили, что хозяин может приехать, осмотреть, рассчитаться и забрать свою новую машину. За два месяца старенькая мазда не продалась, так что рванул мой товарищ за срочным кредитом. Странно, но банк ему отказал без объяснения причин. Это притом что и пенсия у Славика есть, и зарплата стабильная.

Он позвонил в автоцентр и изложил проблему. Менеджер поспешил его успокоить, заверив, что кредит можно оформить прямо у них, не отходя, что называется, от кассы. Времени для манёвра уже не было, и приятель согласился на предложенные условия. Одна только страховка КАСКО, без которой новую машину не продадут, обошлась в 150 тысяч рублей. Сумма всех выплат – 845 тысяч рублей!

Когда Слава наконец-то пригнал машину в Биробиджан, выяснилось, что ездить на ней он не может.

– С необходимым пакетом документов я пришел в ГИБДД, чтобы зарегистрировать своё новое приобретение, – рассказывает «счастливый» автовладелец. – Документы я сдал быстро. В очереди передо мной было три человека, и этих трёх в течение получаса отпустили, а я остался. Я насторожился. По сочувствующим взглядам сотрудников ГИБДД я понял, что в регистрации мне будет отказано. Так и случилось. Причину мне объяснили очень доступно: на моём новом автомобиле отсутствует система ЭРА-ГЛОНАСС, а по нормативным документам на всех машинах этого типа с 2017 года выпуска она должна быть.

Резолюция на заявлении о регистрации ТС: «В соответствии с... <перечень приказов и регламентов> ...в совершении регистрационных действий отказать в связи с предоставлением документов и сведений, не соответствующих требованиям законодательства РФ, а также содержащих недостоверную информацию».

Слава долго-долго растолковывал мне все автопромовские законы и подзаконные акты, утверждения, одобрения, согласования и различные памятки в паспортах транспортных средств, кои должны быть. Все эти тонкости читателю знать ни к чему. Важно, что из-за отсутствия этого дурацкого глонасса приятель не может поставить машину на учёт. Колпаков почти два десятка лет отработал следователем в правоохранительных органах и уж в законах-то разбирается хорошо. Он прекрасно понимает, что в данном случае правы инспекторы, отказавшие ему в регистрации техсредства, и совершенно не правы те, кто продал ему машину, у которой комплектация не соответствует технической документации.

– Я попросил сотрудников ГИБДД подождать с решением об отказе хотя бы пару минут. Они сказали, что готовы послушать, что скажут дилеры, продавшие мне автомобиль, но своё решение не изменят. Я в их присутствии позвонил менеджеру Алексею, он был крайне удивлён и попросил меня уговорить сотрудников ГИБДД зарегистрировать автомобиль. Однако на мой прямой вопрос, каким образом я должен их уговорить, услышал довольно странный ответ: они, дескать, неправильно понимают закон, и автомобили ВАЗ должны регистрироваться только потому, что это автомобили ВАЗ!

Догадайтесь, какой вопрос задали «гаишники» моему товарищу на прощание? Правильно: зачем он связался с ВАЗом. За такие деньжищи можно было купить практически любую пятилетнюю «японку» и наслаждаться комфортом.

– Я как патриот своей страны ответил, что надеялся на наш автопром. Мне показалось, что ВАЗ чего-то достиг, что плоды наконец-то созрели и их можно вкусить. Как же я ошибался! – разочарован мой приятель.

Установить ГЛОНАСС сейчас нельзя. Любые вмешательства в конструкцию нового авто возможны только на заводе-изготовителе либо с его одобрения. А представители завода, с которыми мой незадачливый друг связался по телефону, встали в позу, ничего исправлять не намерены и предлагают поставить машину на учёт в другом регионе.

Видимо, сотрудники нашей ГИБДД предвидели такое развитие событий, так как сразу предупредили друга, что официальный мотивированный отказ в регистрации ТС – это не шутки. И если Славик появится в городе с непонятно откуда взявшейся регистрацией, они вынуждены будут в судебном порядке её аннулировать. Чисто теоретически предположим, что в другом регионе можно «договориться». Вполне вероятно, что благодетель попросит за услугу вознаграждение, и немалое. Не слишком ли жирно к тем 845 тысячам плюсовать ещё и мзду за регистрацию?! Да и не пристало законопослушному гражданину, тем паче подполковнику запаса, решать какую бы то ни было проблему коррупционным способом.

От всех этих треволнений Слава слёг. Пока был на больничном, потратил на таблетки и микстуры чуть ли не половину стоимости злосчастного авто. 17 июня, оклемавшись, он отогнал машину обратно в автосалон, где с большим трудом, потратив уйму времени и сил, заставил менеджера принять её обратно. Написал мотивированную претензию и потребовал вернуть ему деньги за никчёмную покупку. Четвёртого июля, то есть только через две недели, на электронную почту пришёл долгожданный ответ, подписанный генеральным директором СпецАВТОцентра Савельевым В. К.

– В документе было сказано, что правовые основания для удовлетворения моей претензии отсутствуют, и я вправе обратиться в ГИБДД Хабаровского края и Амурской области для регистрации своего транспортного средства! – не скрывает эмоций Слава. – Также мне посоветовали обратиться с жалобой в прокуратуру на действия сотрудников ГИБДД ЕАО. Вот скажи, – это он ко мне обращается, – как можно давать оценку действиям сотрудников ГИБДД и при этом не указывать, какая именно норма закона ими была нарушена?! А вот «гаишники» в регистрации мне отказали письменно, как раз сославшись на требования закона. Представляешь: по мнению господина Савельева, их официальный письменный отказ не может служить поводом для написания претензии! То есть он считает, что моё право произвести регистрацию автомобиля в другом регионе должно быть оформлено примерно так: «В связи с тем, что автомобили без ЭРА-ГЛОНАСС не регистрируют в ЕАО, пожалуйста, дорогие амурские «гаишники», зарегистрируйте его у себя. Вот вам письмо с разъяснениями от Савельева «Вэ Ка»».

Короче, выдвинул мой приятель хабаровскому автоцентру категоричный ультиматум: либо извинения и возврат денег, либо иск в суд с учётом процентов по кредиту и возмещением морального вреда и издержек на лечение. Пакет документов он уже почти собрал.

А знаете, что в этой истории самое занятное? Вот тут не догадаетесь. Самое занятное, что машина-то Славику очень понравилась. На своём новом «Ларгусе» он проехал только из Хабаровска и обратно, но говорит, что всё-всё: и дизайн, и ход машины, и работа её двигателя, и рулевое управление, расход топлива, вместимость... – выше всяческих похвал. Единственный недочёт – резковатый запах нового салона, но это легко устраняется.

Однако теперь, чтобы убедить Славу взять что-то отечественное, надо очень постараться. Убедить, и при этом не получить в морду. И если у кого-то пробелы в ненормативной лексике, то за этой наукой теперь тоже можно смело обращаться к интеллигенту и умнице Славику. Только заведите разговор о патриотизме и поддержке отечественного производителя – и тут же услышите, какую матерную осанну споёт Слава российскому автопрому!

Евгений СТЕПАНОВ

Joomla SEF URLs by Artio